Святая трезвость

5 апреля 2017

Страстная Пятница

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Подобно тому, как народ еврейский приговорил к распятию Христа и оправдал разбойника Варавву, революционный народ российский в 1917 году осудил святую Царскую Семью и оправдал преступника и предателя Ленина. В дни Великой Первой мiровой войны, когда мальчик святой Царевич Алексий, рискуя жизнью, посещал войска на фронте; когда святые Царевны вместе матерью, не жалея себя, трудились сестрами милосердия, оказывая помощь раненым воинам; когда лучшие люди нашей страны отдавали свои руки, ноги, глаза, жизни за православное Отечество, – Владимiр Ульянов, по партийной кличке Ленин, находясь за границей, мечтал о поражении Родины и готовился к величайшему предательству. Нашлись спонсоры: кайзеровская Германия не поскупилась, финансируя ленинские проекты ради своих интересов.

Царевич Алексий и царевны Ольга и Татиана фото
Свв. Царевны Татьяна, Ольга и Царевич Алексий в дни Великой войны.

плакат явлюсь ему
Русский плакат времени Первой мiровой войны.

Людендорф
Эрих Людендорф (1865-1935), германский генерал, автор концепции тотальной войны, с августа 1916 года руководил всеми операциями Германской армии, через посредников оказал поддержку Ленину. После войны способствовал восхождению Гитлера. Людендорф вспоминал: «Мы взяли на себя большую ответственность, доставив Ленина в Россию. Но это нужно было сделать, чтобы Россия пала».

Парвус
Парвус (Израиль Лазаревич Гельфанд, 1867-1924), марксист-теоретик, революционер. Сотрудничал с кайзеровской Германией. Банкир и спонсор большевиков в 1917 году.

Варавва
Как Варавву приветствовали в Иерусалиме, так Ленина встречали в революционном Петрограде.

Встреча Ленина на Финлядском вокзале

 В запломбированном вагоне, при содействии немецких властей «вождь мiрового пролетариата» вернулся в нашу страну. «Ленин был привезён в Россию, как палочка чумы», – по точному замечанию Черчилля. На Финляндском вокзале его ожидала хорошо поставленная и оплаченная триумфальная встреча.

Памятник Ленину на Финляндском вокзале
До сих пор стоит идол Ленина в память о его приезде для разрушения православной России.

Конечно, если бы Временное правительство думало по-настоящему о государственной безопасности России, то оно распорядилось, чтобы проплаченного изменника Родины повесили здесь же, на вокзале, или по крайней мере отправили в крепость. Но вместо этого революционная власть потворствовала большевикам, а когда спохватилась, было уже поздно.
А тогда, в марте-апреле 1917 они боролись со святой Царской Семьей, уже арестованной и беззащитной, выдумывая всё новые и новые издевательства над ними. Революционные молодчики выкопали и подвергли многодневному поруганию тело Григория Ефимовича Распутина. Сжигая останки Друга Царской Семьи, они хотели нанести как можно более сильный ожоги душам Августейших Мучеников.

Другой друг Царской Семьи Анна Вырубова самым безобразным образом была отлучена от узников Александровского дворца и отправлена в Петропавловскую крепость, где несчастную женщину ожидали великие муки. Керенский потребовал, чтобы находясь в заточении Царь и Царица общались друг с другом лишь за столом. Эти и многие другие злодейства не смогли сломать глубокую веру Царственных заключенных. Они, несмотря ни на что, молились, постились, исповедовались, причащались святых Христовых Таин и, наконец, встретили Христово Воскресение. В дневнике Государя мы читаем:

«2-го апреля. Светлое Христово воскресенье.
Заутреня и обедня окончились в час 40. Разговлялись со всеми в числе 16 челов[ек]. Лёг спать не сразу, т. к. плотно поел. Встал около 10 час. День стоял лучезарный, настоящий праздничный. Утром погулял. Перед завтраком христосовался со всеми служащими, а Аликс давала им фарфор[овые] яйца, сохранившиеся из прежних запасов. Всего было 135 чел[овек]. Днём начали работать у моста, но вскоре собралась большая толпа зевак за решёткой — пришлось уйти и скучно провести остальное время в саду...
»

Увы, и в этот день Государь столкнулся с предательской подлостью своих соотечественников. Выйдя на улицу, он увидел смотревшие на него с той стороны решетки глаза. Ужасно, но эти люди решили сделать себе особый «пасхальный подарок», они пришли посмотреть на пленённого Царя, как на пойманного зверя. В этих глазах можно было прочитать любопытство, ехидство, злорадство, ненависть, насмешки – всё, что угодно, кроме сострадания и любви. Государь далее в дневнике пишет:
«В 7 ч. в игральной комнате наверху была отслужена вечерня. После обеда разошлись в 10 час.; читал Татьяне вслух у себя. Лёг рано».

На следующий день:
«Отличный весенний день. В 10 час. погулял с Валей Долгоруковым. В 11 час. пошёл с Т.[атьяной] и Ан.[астасией] к обедне. После завтрака вышел с ними и Алексеем в парк и всё время ломал лёд у нашей летней пристани; толпа зевак опять стояла у решётки и от начала до конца упорно наблюдала за нами. Солнце хорошо согревало. После чая разбирал массу полученных прежде открыток...»

Царская семья за уборкой снега
Святые и заключенные Царь и Царевич.

И всё же, как мы видим, вопреки взглядам революционных обывателей и трагической обстановке, Царственные Мученики продолжали жить, трудиться, молиться и радоваться. Ведь Христово Воскресение никто отменить не может.
Но обратим внимание, дорогие братья и сестры, Государь, Государыня, Царские дети, шествуя по страшным мукам, никогда не пытались найти утешение на дне стакана или рюмки. Эти святые люди вели трезвый образ жизни, находя радость в нетленном и вечном – в том, что даёт верным Господь. Конечно, Царь мог пропустить рюмочку-другую, но не более того.

Слово Божие учит: «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15), но в то же время предупреждает: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Эта истина весьма актуальна в наши дни, когда мы сплошь и рядом встречаем стремление уйти в алкогольный туман и даже в дни святой Пасхи некоторые видят радость в возможности напиться и забыться.

Сельский ход на Пасху Перов
Картина В.Г.Перова "Сельский ход на Пасху". К такой карикатуре церковной жизни приводит пьянство.

Монастырская трапеза Перов
Фрагмент картины В.Г.Перова. О распятом Христе забыли.

Снятие с Креста Перов
Перов В.Г. Снятие с Креста.

ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Повторение – мать учения. Из года в год приходится напоминать православным об осторожном праздновании как первого дня Пасхи, так и всей светлой Седмицы. Прекрасное покаянное настроение, вызванное сопереживанием Христовых Страстей, может омрачиться уже в первые часы после того, как отойдёт ночное пасхальное богослужение. Конечно, долгий и усердный пост может быть вознаграждён утешением на трапезе, об этом говорит даже церковный устав. Но всё хорошо в меру. Вкушение скоромной пищи, каким бы оно ни было приятным, способно привести к печальным последствиям, если превратится в банальное обжорство.

Обжорство

Кроме обыкновенного расстройства желудка православный христианин, поддавшись невоздержанию, имеет опасность повредить своей душе, купленной, как мы помним, дорогой ценой (1Кор. 7:23). Ведь окончание поста не означает прекращение духовной борьбы, которая, хотим мы этого, или не хотим, будет продолжаться до самого нашего успения.

Приходится ежегодно наблюдать, как недавние православные борцы и богатыри превращаются за считанные дни, а иные и за считанные часы в духовных калек и инвалидов.
Уныние и тоска – вот последствия неразумного празднования. Объядение и пьянство становятся своеобразной артподготовкой для наступления блудной страсти.

Епископ Варнава (Беляев) с восхищением описывал, как праздновали Пасху в мордовских деревнях ещё до революции. Молодые парни и девушки ходили по улицам и пели стихиры Пасхи. Такое духовное настроение показывает, чем живёт душа в эти святые дни. Во всём мире наступает праздник самой природы, подхватывающий дни победы Христовой над вечной смертью. У нас в северном полушарии начинается весна, когда всё начинает расцветать и сбрасывать с себя оковы зимнего мёртвого сна. В полушарии южном это время, когда приносятся плоды и заканчивается страда.

Пасхальная трапеза

Если не забывать, что человек – это существо прежде всего духовное, а потом уже и телесное, то можно всё внимание души направить на сам Праздник, оставляя трапезе место второстепенное. Тогда и скоромный стол будет выглядеть иначе, он будет радовать, но довлеть уже не будет. А иначе, печальные последствия не заставят себя ждать.

Потеряв духовную крепость, иные бросаются с головой в плотское невоздержание, и как дикие кровожадные звери набрасываются на добычу, таким же образом ведут себя некоторые православные мужья по отношению к своим жёнам. Они уже не обращают внимания на то, что в дни Светлой Седмицы не благословляется Венчание, а значит в православных семьях в это время должно сохраняться воздержание от супружеского ложа. А иные вдруг решают, что можно «побаловаться» и скабрезными кинокартинами. Тем самым лишая себя плодов Великого Поста и богослужения Святой Пасхи.

Стоит ли пагубное невоздержание такой цены: уныния, тоски, опустошённости и полной безрадостности, в то время как на божественных службах раздаются победные возгласы Христова Воскресения?
Памятуя о предстоящих духовных испытаниях, будем осторожны и трезвы, чтобы диавол не смог похитить у нас Праздника.

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Для человека в его падшем состоянии покаяние – очень непростое дело. Здесь необходимо смирение и самоосуждение, а принудить себя к ним чрезвычайно сложно для того, кто привык себя оправдывать и извинять. Но, пожалуй, еще более трудным для понимания и переживания современных людей является духовная радость о воскресшем Христе. Привычны и понятны радости и удовольствия, связанные с неумеренными телесными потребностями, с удовлетворением самолюбия и тщеславия; многим греет душу адское пламя чувства превосходства над другими, злорадства, желания посудачить и осудить. Но после этих радостей возникает безрадостное чувство опустошения, которое часто переходит в страшное уныние. Уныние же, по словам святых подвижников нашей Церкви, есть следствие греховной неумеренности и излишеств. И наоборот, радость духовную может ощутить только тот, кто несет труды и скорби подвига борьбы со страстями. Поэтому в дни светлого Христова Воскресения, когда кончается пищевой пост, необходимо хранить себя от излишеств в пище и особенно в употреблении алкогольных напитков. К сожалению, многие люди неверно воспринимают окончание поста, как позволение предаваться объядению и пьянству. Но Господь предупреждает нас: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21:34).

Детская радость

На самом деле позволяется вкушать любую пищу и пить вино, но опять же умеренно. Здесь мы должны проявить навыки есть воздержно, которые приобрели в Великий пост и которые не должны растерять. Духовно трезвиться и следить за собой мы должны всегда: и во дни поста, и во дни праздников.
И конечно, празднование главного праздника нашей веры должно у нас сопровождаться стремлением принести радость другим. Прежде всего это члены нашей семьи, наши дети, которым хорошо приготовить подарки. Нужно помнить в эти дни и о больных или престарелых наших знакомых и обязательно посетить их.

Николай Петрович Богданов  Бельский. Пасха
Радуясь Христову Воскресению, мы не должны забывать об одиноких и больных людях, делясь с ними нашей пасхальной радостью.

Вернуться к списку записей

Комментарии

Дмитрий
5 апреля 2017 21:08

Добрый пример Книга пророка Даниила - Глава 1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.

2 И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего.

3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел

4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому.

5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя.

6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария.

7 И переименовал их начальник евнухов – Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.

8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.

9 Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов;

10 и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем.

11 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии:

12 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья;

13 и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь.

14 Он послушался их в этом и испытывал их десять дней.

15 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами.

16 Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи.

17 И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны.

18 По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору.

19 И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем.

20 И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его.

21 И был там Даниил до первого года царя Кира.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры