Жанна Дарк во время осады Орлеана.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Несмотря на «Великую французскую революцию», масонство и прочее, прочее, прочее Франция хранит память о своей национальной героине Жанне Дарк. Великие художники, поэты, музыканты пытались воспевать её подвиг. Простая, глубоко верующая семнадцатилетняя девушка, получив благословение святых, явившихся ей, превратилась в народного вождя и спасла Францию от гибели. Но главная победа Жанны была все-таки не на полях битв, а на кресте. Девушка стала жертвой предательства. Она оказалась в плену и была осуждена папистским духовенством. Перед смертью Жанна сказала католическому архиерею: «Епископ, я умираю из-за Вас. Я вызываю Вас на Божий Суд».
Сожжение Жанны Дарк. Еще одно преступление католиков-папистов.
Уже с высоты костра орлеанская дева попросила дать ей крест. Когда девушке поднесли крест, она стала усиленно молиться. Так, взирая на крестное древо, героиня принимала свои последние страшные страдания. После того, как огонь охватил тело Жанны, она кричала только одно Имя: «Иисус! Иисус! Иисус!».
Христианское безстрашие испепелило ложь убийц этой девочки. Присутствовавшая толпа поняла, что стала очевидицей смерти оклеветанной праведницы. Люди не могли сдержать слез.
Жанна Дарк стала родной для нашей русской культуры. Не случайно дивный святитель РПЦЗ митр. Виталий (Устинов) был большим почитателем этой героини.
Грустными глазами смотрит со своих памятников Жанна Дарк на современную Францию.
Франция гордится Жанной Дарк. Есть прекрасные памятники, воздвигнутые в честь ее. Но возникает законный вопрос: насколько уютно в этой стране героине, называвшей себя Жанной-девой? Ведь уже давно Франция последовала примеру безбожного Советского Союза и узаконила аборты. Уже давно здесь победила сексуальная революция. И, наконец, уже в наше время содомиты всех мастей получили всестороннюю государственную поддержку и защиту от французских властей.
И все-таки, слава Богу, и в этой стране не всё христианское превратилось в прах. Особо отрадно для русского сердца, что в современной Франции сохраняются островки Святой Руси – Дома Пресвятой Богородицы. На одном из таких островков в храме РПЦЗ в честь Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских в день мученической кончины святой Царской Семьи состоялось прославление великих первоиерархов и святителей Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого), митрополита Анастасия (Грибановского), митрополита Филарета (Вознесенского), митрополита Виталия (Устинова).
Икона святых Первоиерархов РПЦЗ, написанная иконописцем исповеднических ижевских приходов к прославлению этих святителей.
Хочется верить, что прославление этих угодников Божиих послужит духовному единству всей Русской Церкви, дабы все мы последовали слову нашего Божественного Учителя, «чтобы и рассеянных собрать воедино» (Ин.11:52).
Святые первоиерархи РПЦЗ умели объединять людей не столько вокруг себя, сколько вокруг Христа. Они, будучи смиренными и искренно любящими Спасителя подвижниками, не закрывали собою Бога, не превращались во властных и гордых князей церковных, но были подлинно рабами рабов Божиих, воплощавших в жизни своей высокие евангельские добродетели.
Конечно же, это только начало церковного прославления всей полнотой Русской Церкви. Пока они являются святыми местночтимыми. И все-таки очень радостно, что сие событие состоялось.
Не случайно, что прославление святителей РПЦЗ состоялось в храме прихода, который оказывает помощь жертвам укронацистов.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Сегодня мы говорим о местном прославлении во святых митрополитов Антония (Храповицкого), Анастасия (Грибановского), Филарета (Вознесенского) и Виталия (Устинова). Святитель Филарет уже многими почитается как угодник Божий, вот настало время и других первоиерархов свободной части Российской Поместной Церкви. Очевидно, что это не действие церковных администраций, а желание верующего народа обращаться за молитвенной помощью к святым архипастырям в наше смутное время. Духовный авторитет святители заработали не признательностью сильных мiра сего, а любовью церковного народа.
Митрополит Антоний (Храповицкий).
Пастырство – это тяжёлый крест именно потому, что облечённый священным саном служитель Христов во всём призван быть подражателем подвига Спасителя. Начиная от богослужения, наполненного глубочайшими смыслами, и заканчивая символизмом церковных облачений, всё священнослужителю напоминает о священном долге, который необходимо исполнять.
Митрополит Анастасий (Грибановский).
Однако не каждый может такое понести, потому что это требует большого труда. Проще получать почести, связанные с принадлежностью к священству, и ничего при этом не делать, довольствуясь лишь равнодушным исполнением служб и треб.
Митрополит Филарет (Вознесенский).
Ведь если архиерей, священник или диакон пытается искренне молиться и вникать в проблемы церковной жизни и каждого прихожанина, то его сердце постоянно будет обливаться кровью от сочувствия к страждущим. Ярким примером этому служат слова любви и поддержки русскому народу, сказанные не раз митрополитом Виталием (Устиновым) в годы так называемой перестройки, а вслед за этим на рубеже веков безстрашные заявления правительствам стран НАТО в поддержку Сербии.
Митрополит Виталий (Устинов).
Думаю, никто не будет со мной спорить, если я скажу, что святители Антоний, Анастасий, Филарет и Виталий с честью выполнили свои пастырские обязанности. Если бы все священнослужители были такими же ревностными учениками Христа, как они, то мы бы наблюдали сегодня повсеместное укрепление Православия, а за ним и возрождение не только нашей Отчизны, но и всего мiра.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Недавно в храме святых Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников Российских в Вильмуассоне (Франция), возглавляемом прот. Вениамином (Жуковым), состоялось прославление во святых первоиерархов Русской Зарубежной Церкви митр. Антония (Храповицкого), митр. Анастасия (Грибановского), митр. Филарета (Вознесенского) и митр. Виталия (Устинова).
Настоятель храма Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников Российских в Вильмуассоне (Франция) протоиерей Вениамин Жуков.
Несомненно, это радостное событие и оно побуждает нас усерднее изучать наследие великих святителей. Они смогли провести церковный корабль верным курсом посреди различных рифов и опасных подводных течений, которыми был полон ушедший ХХ век. В этом, помимо личного благочестия и святости, их главная заслуга. В их жизни, как это бывало у святых, могли быть ошибки и даже заблуждения. И мы должны при изучении наследия этих иерархов признать таковые именно ошибками, не канонизируя последние, памятуя, что и святость порой не освобождает от них.
В связи с этим хотелось бы сейчас остановиться на личности митр. Антония, а точнее на его отношении к Царственным Мученикам, ибо представляется, что именно здесь он погрешал. Хотя у митр. Антония, наряду с критическими отзывами о последнем Государе и его супруге, можно встретить и восторженные. Так, например, он говорил:
«Большими шагами каждое царствование, после мученической смерти Императора Александра II, приближалось к Св. Церкви и народу русскому; приблизился к ним незабвенный Государь Александр III, постепенно освобождавшийся от напускной холодности и искусственной величавости своего полунемецкого воспитания, а его сын и наследник Николай II cо своей державной супругой уже открыто перешел в чисто русский лагерь жизни, и Их ошибка заключалась только в том, что Они решили принять к себе в руководители русских простолюдинов, не приняв во внимание того, что самый лучший простолюдин хорош до тех пор пока он простолюдин, а как сделается барином и даже сверхбарином, то почти всегда сразу же воспринимает отрицательные черты богача и аристократа, впадая в грубые пороки невоздержания и в еще худшее.
Так и загубили себя высокодобродетельные супруги – Государь Николай II и Государыня Александра Феодоровна, доверившись развращенному и непросвещенному мужику» (Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Том IX. – Издание Северо-Американской и Канадской епархии. Нью-Йорк. 1962. С. 225).
Митрополит Антоний (Храповицкий).
В другой раз митр. Антоний говорил: «Началась страшная революция 1904 года. Многие многие русские люди потеряли тогда не только голову, но и совесть, и вот тогда нашего благостного Государя постиг удар в самое сердце. Во дворце свило себе гнездо страшное суеверие. Государыня, недавно принявшая православие, находившаяся без опытного духовного руководства, превысила меру в своем духовном искании и подчинилась власти суеверия.
Такое явление в религиозной жизни приводит к катастрофе. Вот, например, теперь в Париже прочно укоренилось совершенно ложное религиозное направление, которое ищет какого-то мистицизма и «чудес в решете». Подобное явление есть типичная духовная прелесть. Они не хотят идти путем постепенного, трудного духовного усовершенствования и поэтому терпят катастрофу.
Склонность к суевериям усиливается во время опасностей. Государь, согласившись на учреждение Государственной Думы, прекрасно понимал, что Россия идет к гибели и чувствуя постоянную опасность, также подчинился власти суеверия.
Влияние Распутина, столь гибельно отразившееся на России, усиливалось еще через болезнь Наследника. Я думаю, что чудодейственная сила Распутина, при помощи которой он будто бы останавливал кровотечения у Наследника, была на самом деле простым обманом, осуществляемым при помощи придворных. Влияние Распутина упрочивалось благодаря тому, что во дворец проникли теософические взгляды на переселение душ, которые будто остаются возвышенными и святыми даже при отрицательных поступках их носителей. Поэтому сведения о разгулах и разврате Распутина не могли поколебать доверия к нему, как к носителю какой-то мистической силы» (Там же, с. 239-240).
Царственные Мученики не принимали Г.Е. Распутина «к себе в руководители». Государь сохранял при принятии решений полную внутреннюю свободу. Об этом пишут в наше время серьезные историки.
Святые Царственные Мученики.
В том, что Распутин помогал Наследнику, не сомневаются ныне даже те, кто Распутина считает «злым гением». Да и относительно «развращенности и непросвещенности» Григория Ефимовича достоверных данных так и не найдено.
Неизвестно, на чем основано мнение митр. Антония, что Государь и Государыня верили в переселение душ. Точно известно, противоположное, что они были строго православными, регулярно исповедовались и причащались.
Как видим, митр. Антоний принимал мифы, созданные ненавистниками Царской Семьи.
Не всё понимал вл. Антоний и в политических мерах Царя-Мученика. Так, в учреждении Гаагской конференции мы видим теперь прозорливость Государя, а митр. Антоний критически относился к этому делу, считая его «само по себе делом благородным, но для России совершенно безполезным» (Там же, с. 235).
Но в защиту владыки Антония надо сказать, что он, будучи монархистом, много раз очень высоко отзывался о святом Государе-Мученике. Приведем некоторые из цитат.
«Царь Иоанн IV назван не Царь злодей, а Царь Грозный. Народ убежден, что, если Царь применяет жестокие меры и строгие наказания, то, очевидно, это так и нужно для искоренения крамолы и подавления мятежей. Зато сын Иоанна IV – Царь Феодор Иоаннович устами Пушкина назван – Царь-Ангел. Ни в одном народе носитель верховной власти не имеет такого наименования, как Русский Царь – Царь-батюшка, Царица-матушка…
Вот таким же Царем Ангелом был и наш последний Государь Николай Александрович. И вот этого нравственного брильянта русской жизни мы лишились по собственной безпечности, лишились потому, что слушали нелепые безсмысленные речи наших лжелибералов, которые завели весь русский народ в современную яму» (Там же, с. 218-219).
Очевидно, что сам владыка Антоний не освободился до конца от действия этих речей, о чем свидетельствуют приведенные выше его слова о Царственных Мучениках. Но тем не менее он пишет и иное святом Государе Николае Александровиче:
«…все отрасли государственной жизни усовершались за последние 30 лет с удивительной быстротой и всесторонностью. Впрочем невозможно умолчать о том, что покойный Государь явился возродителем русского церковного иконописания, пения и устроения всяческих церковно-богослужебных предметов и в этом смысле шел впереди духовенства и нередко даже против несколько протестантских стремлений последнего.
Да дарует Господь, чтобы дальнейшие царствования продолжали это святое дело покровительства церковному искусству» (Там же, с. 225-226).
«Нравственный облик покойного Государя, облик трагический. Его облик на целые века будет причиною слез и стыда для народа за себя и благоговейной благодарности Богу за Покойного.
Есть исторические личности, которым суждено глубоко страдать за себя и других. Таким был наш покойный Государь. Родившись в день многострадального Иова, Государь считал и сам обреченным себя на страдания. Мы надеялись, что на Государе исполнятся и последние годы Иова, когда ему было возращено его благополучие, но этим надеждам не суждено было осуществиться…
Царствование Государя Николая II началось и окончилось несчастьем… Государь с самого начала своего царствования обратил свое внимание на тех, кто нуждался. Вероятно, по примеру о. Иоанна Кронштадтского Он стал по всей России учреждать Дома трудолюбия, которые наши либералы также стремились превратить в дома праздности. В отношениях с о. Иоанном Кронштадтским, который присутствовал при кончине Императора Александра III, у последнего Государя не было близости, т. к. о. Иоанн, несмотря на неоднократные пожелания Государя в последние годы Его царствования, уклонялся от посещения дворца. О. Иоанн был большой враг всякой конституции и понимал, что с колебанием Самодержавия колеблется и Россия.
Царствование Государя Николая II ознаменовалось открытием в России мощей св. угодников и их прославлением. Насколько в России это дело в последнее время было трудным, видно из того, что после открытия мощей Св. Тихона Задонского в 1861 году, сопровождавшихся народным энтузиазмом и многими чудесами, по России распространился слух, что будто бы Император Александр II выразился, что это будет последний святой в России. Я не верю, что Государь мог сказать такую фразу, но самый факт распространения подобного слуха достаточно характеризует тогдашние общественные настроения. В царствование Государя Николая II были открыты мощи Св. Феодосия Черниговского (1896г.), пр. Серафима Саровского (1903г.), Св. Иоасафа Белгородского (1911г.), Иоанна Тобольского, Анны Кашинской, Питирима Тамбовского. Я помню, как в одном из заседаний Св. Синода один из иерархов заметил, что нельзя же до безконечности продолжать прославление святых. Взоры присутствовавших обратились на меня и я ответил: «если мы верим в Бога, то мы должны быть рады прославлению св. угодников».
Из этого видно насколько велико было благочестие Государя, который почти первый решился на это дело.
Государь обратил свое внимание на положение старообрядцев и раскольников. Хотя спасительна только одна Св. Православная Церковь, но то, что сохранилось у раскольников от древности делает их весьма близкими к вечному спасению. Надо сказать, что Государь любил простых людей и простых монахов. Эта любовь особенно сказалась при одном из посещений Государя с семьей Киево-Печерской Лавры. В то время как с иерархами Государь здоровался, целуясь рука в руку, при посещении Киево-Печерской Лавры Государь взял под мышку свою фуражку и стал подходить смиренно под благословение к выстроившимся иеросхимонахам, за ним последовала Государыня и дочери. Приняв благословение от всех иеросхимонахов, Государь подошел к простым схимникам старцам и здесь настоятель монастыря доложил Государю, что эти старцы, не имеющие священного сана, не могут давать благословение. Вообще Государь имел особое свойство смиренномудрия. Прежние Государи обыкновенно видели из высшей иерархии только Петербурского Митрополита и то два раза в год во время официальных поздравлений на Рождество и на Пасху. Государь же Николай II повидал почти всех иерархов и огорчался, что иерархи говорили с Государем не на духовные темы, а вели обычный разговор, принятый при официальных придворных приемах.
Я лично избегал посещения дворца, тяготясь тем установленным этикетом, который унижал высших представителей Церкви».
Прервем здесь чтение и заметим, что это весьма странное заявление для архиерея, который должен быть образцом смирения. Тем более, что в царской приемной архиереев никто не унижал, просто там центральное место занимал православный Государь, как это было всегда во всех христианских империях.
«Первый раз Государь высказал пожелание видеть меня в 1906 году. Я явился к Нему в установленный день. Государь с укором сказал мне: «Мы встречаемся с вами в первый раз». Государь был настолько милостив ко мне, что я решился обратить внимание Государя на необходимость религиозного воспитания военного юношества и войск. Государь мне ответил, что этим делом у Него ведает Вел. Кн. Константин Константинович и что Он укажет ему, чтобы мое пожелание было исполнено…
Наш Государь имел сердце широкое, нежное, почти женственное и в то же время неустрашимое. Он обнимал своей любовью не только русский народ, не только православных славян, но и все человечество и делал это не из честолюбия и не для славы, а от полноты искреннего сердца.
В делах альтруизма безкорыстного и прямого, Россия занимала безусловно первое место в мiре, но и в технической области Россия часто занимала первенствующее место. Так например, лукавые европейцы замолчали, что электрические лампочки были впервые изобретены русским инженером, а развитие авиации произошло благодаря работе И.И. Сикорского. Так всё хорошее русское тщательно замалчивается. Не нашел Себе справедливой оценки и наш любвеобильный и благостный Государь Николай II.
Да упокоит же Господь Его светлую душу и да научит всех нас и русский народ искупить страшный грех и восстановить Российское Православное Царство» (Там же, с. 237-239, 241).
Митр. Антоний живо интересовался делом сооружения храма-памятника Царю-Мученику Николаю в честь прав. Иова Многострадального и сбором средств для этого, выбрал проект храма и лично указал, какие иконы необходимо написать для иконостаса. По поводу будущего храма он сказал: «Покойный Государь неоднократно говорил: „Я родился в день Иова Многострадального и должен страдать всю жизнь“. Последние четыре слова не однажды повторяла применительно к себе и покойная Государыня Александра Феодоровна…
Благодарные сербы в Лесковице требуют, чтобы Государь Николай II был причтен к сонму св. мучеников, но этого, конечно, нельзя сделать без особого откровения свыше; за то у русских людей явилась благочестивая мысль навеки связать его память с его небесным покровителем праведным Иовом и соорудить в честь последнего православный храм в дружественной Бельгии, в Брюсселе. Впрочем и сам Государь, зверски убиенный на земле, не лишится венца во первых в жизни будущей, в которой прославляется древний праведник Иов, а во вторых и на земле в памяти русского православного народа, который никого так высоко не чтит, как невинно убиенных, начиная со св. князей Бориса и Глеба (1015г). и продолжая многими другими Царями мучениками, каковы Павел I, Александр II и другие.
Вот почему мы надеемся, что и в далекой и иноверной Бельгии соберется достаточно златниц для воздвижения достойного храма-памятника, как молитвенного монумента за невинно убиенного Государя и его праведной Семьи» (Там же, с. 283-284).
В проповеди «К прославлению Российской Церковью новых Угодников» владыка Антоний сказал: «Посмотрите, с каким трогательным умилением, с какой благодатной радостью Всероссийская Церковь в лице своих пастырей и благочестивого народа, нередко против воли своих Первоиерархов, при малейшей возможности прославляла своих праведников. Да будет благословенно имя нашего последнего Государя Николая II за то, что он так смело пошел навстречу этому поистине народному делу. Уже за одно это, не говоря о его мученичестве, Государь наш сам достоин прославления, как угодник Божий» (Мысли Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), высказанные им в проповедях).
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий