Скорбящая Божия Матерь. Вышивка матери Марии (Скобцовой), сделанная ею в концлагере.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: В начале 90-х годов православный диссидент, узник брежневских лагерей, а тогда видный общественный деятель Вячеслав Семенович Родионов очень просто объяснил мне причину церковного разделения Русского Зарубежья: «В РПЦЗ за Царя и против масонов, а у парижских евлогиан масоны – уважаемые прихожане».
Сказано жестко, но справедливо. О том же пишет Михаил Викторович Назаров в своем отзыве на ликвидацию русских западно-европейских приходов. Только делает это летописец белой эмиграции более глубоко, как настоящий духовный писатель и знаток проблемы.
Мы часто упрекаем США за то, что у истоков этой страны стояли масоны. Только не надо забывать, что многие первые лица Российской Империи, начиная от великого полководца Кутузова до опального Новикова, входили в масонские ложи. Увы, немало замечательных русских людей не видели беды в своем масонстве.
Сегодня разговоры о том, что за великими революциями, великими войнами, великими социальными потрясениями стоят вольные каменщики, считаются неприличными. Сама тема влияния масонства табуирована настолько, что всякий, кто решится нарушить негласный запрет, более чем рискует прослыть невеждой, ретроградом, черносотенцем, а то и хуже. А между тем, наш святой Государь Николай Александрович, находясь под арестом в сибирской ссылке, записал в дневнике в 1918 году: «27 марта. Вторник. Сразу наступил холод с северным ветром. День простоял ясный. Вчера начал читать вслух книгу Нилуса об Антихристе, куда прибавлены «протоколы» евреев и масонов — весьма современное чтение».
Святой Царь-Мученик Николай.
В новейшей истории самым оклеветанным православным лидером стал святой Император Николай Александрович. Еще бы! Истинно православный Царь мешал силам мiрового беззакония. Об этом писал Римский папа Лев XIII еще в 1898 году: «русский император является самым могущественным и даже единственным представителем принципа власти в сфере гражданской. Только русский император не пошел на сделку с началами революции...»
Папа Лев XIII.
Кстати, именно Папа Лев XIII стал одним из милосердных самарян XIX века, пытавшимся возлить елей правды на помраченный разум Европы. В своей энциклике 1884 года, озаглавленной «Осуждение философского релятивизма и морали масонства», Папа утверждает, что уже в XIX веке масонство «распространилось с невероятной быстротой и, проложив себе дерзостью и обманом путь в гражданские сферы, обрело такую силу, будто оно властвует над государствами».
Ах, что бы сказал Папа Лев с высоты нашего времени, взирая на давно поверженные христианские государства, моральные устои и порядки. Наверное бы воскликнул: «Мы же предупреждали!»
А тогда Лев XIII очень точно определил цель масонства: «Разрушить до основания весь религиозный и общественный порядок, созданный христианством, и создать свой порядок, придав ему имя и основание натурализма».
Как видим, точно так всё и случилось. Христианские нормы попираются, безбожие, аборты, содомия узаконены, культ потребления и говорящих обезьян. Лев XIII делал очень важное уточнение: «Под масонством следует понимать многочисленные близкие по духу общества, которые пропагандируют абсолютную независимость и власть человеческой природы и человеческого разума, отрицая Божественное Откровение». И хотя среди масонов есть те, кто не отрицают Бога, но их восприятие Бога глубоко искаженное, поскольку масонство – очень древняя оккультная секта, уводящая человека в мiр демонической духовности. Тайная пружина масонства – богоборчество. От того масонство, как говорил Папа Лев XIII, «имеет жажду мести, которая пылает в сердце сатаны против Иисуса Христа».
Итак, по сути масонами являются не только те, кто вступили в ложи, но и те, кто придерживается масонской идеологии и духа. В этом смысле масонской были и коммунистическая партия, и национал-социалистическая, и фашистская. Хотя они как будто боролись с масонством.
Герб СССР. Масонская символика украшает его.
Герб ГДР. И опять масонская символика.
Мы живем во времена, когда даже официальные церковные деятели, пригретые у ног мировой закулисы, активно участвуют в гражданских обрядах, наполненных масонско-оккультными ритуалами. Экуменические молитвы давно стали традицией Московской патриархии. Хотя и эти моления родом из масонства. Поклонники вечного огня давно не прячутся, скорее приходится прятаться уклоняющимся от тех, о ком говорит Христос: «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф. 25:41).
Русская Зарубежная Церковь отказывалась идти по широкому пути апостасии. Великие святители первоиерархи митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет, Виталий вместе со своей паствой смогли подняться на благословенную высоту.
Увы, мы не можем сказать это о митрополите Евлогии (Георгиевском). Однако критически оценивая евлогианство, нельзя скатиться в огульное осуждение всего, что было в этой юрисдикции. И Флоровский, и Зеньковский, и многие их соратники стали достоянием всего русского Православия.
Хотя мне понятны опасения ревнителей, что канонизация монахини Марии (Скобцовой) может послужить насаждению модернизма и эсеровской идеологии в церковной жизни. Вспоминают, что мать Мария курила, не всегда соблюдала устав, делала очень неверные с точки зрения богословия выводы. Всё это так. И всё же я не дерзну сказать, что она не святая, потому что в 1945 году Бог сподобил ее истинно мученического конца. Мы прославляем, как священномученика, митрополита Владимiра Киевского не за то, что он, будучи первым лицом Святейшего Синода, изменил Царю, а за то, что святитель принял мученическую кончину. Мы молимся мученику Вонифатию не потому, что он пьянствовал и блудил большую часть своей сознательной жизни, а потому, что принял в свое сердце Христа и за это пошел на пытки и смерть. Канонизация святого никогда не становится прославлением его ошибок и промахов.
Монахиня Мария (Скобцова).
Я помню, как в начале 80-х годов глухого советского атеизма имя матери Марии (Скобцовой) сияло среди созвездия святых страдальцев Русской Церкви. О ней говорили, писали в кругах ищущей Бога интеллигенции. Сама биография матери Марии впечатляла: светская дама серебрянного века, разносторонне образованный человек, революционерка, член партии эсеров, городская голова Анапы в годы гражданской войны, белоэмигрантка, любящая мать, большой поэт, служительница милосердия, участница сопротивления, мученица, сознательно пошедшая в лагеря смерти и газовую камеру.
Слева направо стоят: мать матери Марии С.Д. Пиленко, Юрий Скобцов, мать Мария, о. Дмитрий Клепинин, также принявший мученическую кончину от рук нацистов, — участники парижского сопротивления.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Путь многих русских людей конца XIX – начала ХХ века ко Христу и к Его Церкви шел извилистым путем через потерю веры в юности, увлечение марксизмом и даже революционное подполье. Страшная катастрофа, постигшая нашу родину в начале ХХ столетия, привела многих русских людей и к покаянной переоценке ее причин. Степень этой переоценки была различной.
Участники Первого Всезарубежного Собора в Сремских Карловцах. 1921 год.
Наиболее последовательной на этом пути была Русская Зарубежная Церковь, на I и II Соборах, устами таких своих выдающихся подвижников, как свт. Иоанн Шанхайский, архим. Константин (Зайцев), и, наконец, прославлением Царской Семьи, заявившая, что православное самодержавие – это дар Божий, который не сохранили русские люди, совершив великий грех по отношению к вере и Царю-Мученику Николаю Александровичу.
Если говорить о тех русских, кто находился в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), то среди них сохранялось гораздо больше левацких убеждений. Но мы не должны отворачиваться от них, потому что и они любили Христа, любили Россию, русский народ и обличали безбожный коммунизм. Они внесли немалый вклад в сокровищницу русской и мiровой культуры. Одна из них – монахиня Мария (Скобцова). Она была замечательным христианским поэтом. Пройдя через потерю веры в юности, возвращение к ней, участие в партии эсеров, монашество, она через самоотверженную помощь страждущим русским эмигрантам, и наконец, мученичество достигла Небесного Царства.
Н.А. Бердяев и Елизавета Юрьевна Скобцова (будущая мать Мария). 1930 год.
Семинар о. Сергия Булгакова об аскезе и культуре на квартире и Л.А. Зандера. 23.12.1933.
Слева направо: стоят – В.В. Вейдле, Г.П. Федотов, Б.И. Сове;
сидят во втором ряду – о. Сергий (Булгаков), мать Мария (Скобцова), Ю.Н. Рейтлингер, В.В. Зеньковский, В.Н. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Н.Н. Афанасьев, Л.А. Зандер;
сидят в первом ряду: В.А. Зандер, мать Евдокия (Мещерякова), В.А. Оболенская.
Архив Л.А. Зандера.
Ее духовным отцом стал протоиерей Сергий Булгаков. Она была близко связана с философом Н.А. Бердяевым, историком Г.П. Федотовым, литературоведом К.В. Мочульским, Ф.Т. Пьяновым, И.И. Фондаминским и другими деятелями русской эмиграции.
Подвяжут белым платом челюсть
И на груди руки скрестят
Навек закроют мертвый взгляд, -
О, дней быстротекущих прелесть...
Пусть землю заступом и ломом
Тревожат люди для меня...
Чрез сколько лет предстану я
Таким тяжелым черноземом?
Стихи и рисунки матери Марии.
Помимо стихов она написала множество статей, в которых вспоминала о своей переполненной событиями и встречами с разными людьми жизни. Писала и на богословские и церковно-исторические темы.
Мать Марию во многом справедливо критикуют за ее статьи. Из них видно, что она не освободилась от эсеровской идеологии. Покаяния в революционной деятельности, в соучастии в разрушении России не видно в ее письменных трудах. Она считала, по-видимому, что монархия – это отсталая форма правления, что синодальный тип благочестия не заключает в себе ничего хорошего, т. к. он будто бы утерял главное – христианскую любовь. Многое из ее критики российского прошлого верно, но вместе с грязной водой она выбрасывает и ребенка, как делали это революционеры всех мастей.
Есть и другие, не менее серьезные вещи в ее статьях. Она не понимала принципа отречения от мiра. В своей статье «Аскетизм» она, цитируя прп. Исаака Сирина, где он говорит об этом, об уходе в пустыню, об удалении от людей, не принимает этих слов, ужасается им. Там же, где он говорит о любви ко всему творению, восторгу и умилению матери Марии нет конца.
Дальше, как говорится больше, чтобы обосновать свой идеальный, евангельский тип благочестия, мать Мария искажает слова Евхаристического канона. Очевидно, что делала она это не нарочно, она так их понимала: «И многозначительно звучат слова Евхаристии: «Твоя от твоих, Тебе приносяще ОТ ВСЕХ [вместо «О всех» – выделено мной – прот. А.М.] и за вся». Евхаристия есть в этом смысле Евангелие в действии. Это есть вечно пребывающая и вечно совершаемая жертва Христа и христов-человеков за грехи мира» (Мать Мария. Типы религиозной жизни/Вестник РХД. 1997. № 176. С. 48).
Но здесь хочется сказать и в защиту матери Марии. Да, она, видимо, не понимала монашества. Но она видела перед собой нищих, погибающих русских людей и не могла после этого затвориться в своей келье. Она шла им помогать. Но ведь так же поступали и затворники древней Церкви, когда видели умирающих людей. На пути помощи ближним мать Мария забывала себя, ярко проявляя добродетель нестяжания. Константин Мочульский вспоминал:
«Мать все умеет делать: столярничать, плотничать, малярничать, шить, вышивать, вязать, рисовать, писать иконы, мыть полы, стучать на машинке, стряпать обед, набивать тюфяки, доить коров, полоть огород. Она любит физический труд и презирает белоручек. Еще одна черта: она не признает законов природы, не понимает, что такое холод, по суткам может не есть, не спать, отрицает болезнь и усталость, любит опасность, не знает страха и ненавидит всяческий комфорт — материальный и духовный».
На этом пути она и достигла святости, увенчав его мученичеством, пойдя на смерть вместо другого человека в нацистском концлагере.
Столовая в Париже на ул. Лурмель, где находили приют бездомные, нищие, больные русские эмигранты. У торца стола мама монахини Марии С.Д. Пиленко и мать Мария.
Ее деятельная любовь к ближним ставит перед критиками матери Марии, да и перед всеми нами, вопрос: а многие ли монахи отрекаются от всего ради неразвлекаемой молитвы так, как отрекалась от житейских удобств и почестей мать Мария ради помощи страждущим? Не слишком ли мало ведется социальной работы монашествующими в монастырях под тем предлогом, что это немонашеское дело? Много ли в современных обителях занимаются монашеским делом, т. е. молитвой? Ведь если этого нет, так лучше уж помогать людям. Так будет хоть какое-то оправдание пред Богом.
Всем нам надо учиться у матери Марии деятельному милосердию, самопожертвованию на этом пути. Если бы мы больше видели нужды друг друга, были бы более отзывчивы, то жизнь наша стала бы совсем иной. К этому призывает всех нас мать Мария. В этом ее подвиг, а ошибки и заблуждения она искупила своим мученичеством за Христа.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий