Вадим Лушников. Претерпевший же до конца спасется. Часть 1
Удмуртские крестьяне. Фото XIX века.
Кто же это? Тот, кто пронесет сильную веру через все ужасы и христоборческие соблазны, спасется. Что это значит? Спасается человек от греха, смерти и диавола. Чем? Евангельскими добродетелями, которыми предводительствует вера. Ибо только она преодолеет и до конца победит и грех, и смерть, и диавола. Но каждая евангельская добродетель имеет свою добродетель, своего близнеца; это терпение. Спасает, следовательно, вера, которая терпит; молитва, которая терпит; пост, который терпит; кротость, которая терпит. Только терпение до конца в добродетели спасает человека от греха, смерти и диавола. Ибо на каждую добродетель: и на веру, и на любовь, и на надежду, и на молитву, и на пост нападает диавол через разные соблазны и грехи, и поэтому только терпение, только выдержка побеждает все эти соблазны, все эти грехи, всех этих нападающих. Терпение - это своего рода евангельская вседобродетель. Каждая евангельская добродетель только ею становится настоящей добродетелью. Без нее каждая добродетель быстро сохнет и увядает.
Толкование на Евангелие от Матфея. Прп. Иустин (Попович)
Есть такие люди – как свечи. Светят они как огонёк Веры и мало того, что светят, так ещё согревают этим своим огоньком близких и неблизких. Вот и маленькая хрупкая Галина Григорьевна, несмотря на свои 82 года и букет болячек, стоит в храме всю службу на ногах, как свечечка. Аккуратно, опрятно, со вкусом одетая, она вся погружена в таинственный процесс богослужения, как будто и не на земле вовсе, а перед Престолом Божьим. Как и кто зажёг эту Веру по милости Господа?
Галина Григорьевна Сметанина (ур. Русанова) (в центре снимка) в храме Царя-Мученика Николая с. Завьялово
Корни
Отца Григория Ильича Русанова (родом из деревни Мукши Шарканского района) маленькая Галя потеряла в трёхлетнем возрасте. Погиб в 42-м на фронте. Мама Любовь Захаровна Широбокова из деревни Малые Ошворцы Якшур-Бодьинского района.
Мне кажется, и сегодня в сознании некоторых удмуртов языческие представления о мiре причудливо сочетаются с Православием, трепетная и кроткая душа православного удмурта особенно откликается на Крестные страдания Спасителя, материнский подвиг Божьей Матери, своим стал похожий даже внешне святитель Николай Угодник. Как христианство постепенно вытесняло древние верования в душах предков по материнской линии, деда Захара, прадеда Григория, необыкновенно трудолюбивых и пытливых умом крестьян, описано в книге Алексея Максимовича Широбокова, двоюродного брата Галины Григорьевны:
«Весь род Загробиных были язычниками. Много церковных проповедников у них перебывали и уничтожали в куалах (местах для моления) молельные короба с хранящимися в них пучками ржи, овса, гороха, льна, конопли; кусочками сушёных овечьих, лошадиных, коровьих шкурок; кусочками ушей белки, зайца, лося; пёрышками утки, гуся, курицы. Заставляли покупать иконы, церковные книги. После их отъезда старики доставали свои молельные короба и продолжали молиться главному богу Инмару и другим своим богам. То, что вынуждены были покупать у проповедников, складывали в эти же короба или рядом с ними…
Родители второй жены Луки Загробина, Матрёны Широбоковой (сын которой Григорий Широбоков (1861-1937) стал родоначальником династии Широбоковых – прим. В.Л.), якшурцы, были православными. Впервые Лука со второй женой венчаются в Сосновской церкви, здесь же крестят младшую дочь. Хотя языческие обряды, молитвы, куалы, молельные короба со всем их содержимым ещё долго существуют, но в семье уже учат и поют православные молитвы, отмечают православные праздники, совершают обряды (конечно, не обряды, а скорее поддерживают православные благочестивые семейные традиции – прим.В.Л.)…
Приведу молитву, посвящённую Пресвятой Богородице, которую читал дед Григорий: «О, Всемилостивая, всемогущая наша Божья Матерь! Ты наша Небесная Царица, всемощная Заступница! Благодарим Тебя за все Твои благодеяния, за роды нашего Иисуса Христа, за роды родов людских! Пречистым непорочным образом Твоим мы молим Тебя: сохрани наш град, нашу деревню, нашу святую обитель свою, всех рабов Твоих от голода, болезней и смерти, всю нашу Землю, весь наш урожай от града, от всякого другого губительства, от молний, от землетрясения, потопа, огня, меча, от всякого нашествия иноплеменных и междоусобной брани… О, наша Госпожа Богородице, спаси и помилуй нас, рабов Твоих! Даруй нам путь земной без пороков пройти, утверди нас в вере Христовой и во усердии к Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух Благочестия, дух смирения в благоденствии, в добрых делах и преуспения. Всякая слава и честь и поклонение Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Эти слова повторял всегда три раза.
Такой молитвой к Пресвятой Богородице обращались в тяжёлое для семьи время: в дни несчастий, лишений, смерти, болезней, страданий, засухи или сильного града, пожаров и т.д.
В православные праздники дед раньше всех вставал, хотя позже всех ложился. В своём дальнем углу стоя на коленях, шёпотом, чтобы не мешать остальным, произносил слова молитв на русском и удмуртском языках, долго крестился.
Готовились к праздникам основательно: разучивали молитвы, стихи, песни, танцы, покупали или мастерили сами костюмы и подарки…
Захар (сын Григория Широбокова – прим. В.Л.) окончил церковно-приходскую школу, учился, читал, писал и считал прекрасно. После домашнего обучения у отца Григория и у деда Луки он много занимался самообразованием. Всё свободное время посвящал учёбе: переводил старославянские, непонятные для удмуртов, молитвы на удмуртский язык (сохранилась тридцать одна ученическая тетрадь его переводов на удмуртский язык, проверял все домашние задания своих детей, вместе с ними решал задачи» (1).
Конечно, принятие Православия всячески поощрялось государством, открывало перспективы получения образования. И вместе с тем рискну предположить, что исповедание христианской веры имело и другое «практическое» значение. Господь и Пресвятая Богородица, слыша безхитростные молитвы чистой крестьянской души, склонялись к простым просьбам и пожеланиям. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).
Семья Андреевых.
Семья
«Дедушка Захар говорил, что помещиков у нас никогда не было, – вспоминает Галина Григорьевна, - бери землю, паши, сколько хочешь. Были зажиточные трудолюбивые крестьяне и батраки. Раньше старшие дети женились и строились рядом с родителями, конечно, помогая друг другу поднимать хозяйство и обрабатывать землю. У них с бабушкой Анной двенадцать детей было, большая семья, а так восемнадцать родов.
Даже оказавшись после насильственной коллективизации в колхозе, дедушка трудодней больше всех получал, не умел работать кое-как. Мы с мамой ездили на родину отца в деревню Мукши, она показывала двухэтажный дом, где школа была при советской власти, низ каменный, кирпичный, верх деревянный. В другом нашем доме контора. Отцовские братья и сестры все были грамотные, образованные. Купеческого сословия, даже можно сказать, кулаки, зажиточные. Мельница была, лошади, много что было».
Всё разграбила «народная» власть.
Продолжение следует.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий