Священномученик Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Вот уже целое столетие нас отделяет от времени великих русских побед в Великой войне. 1916 год — это блестящий успех российского оружия в Эрзурумской операции, это победы нашего воинства на востоке, это Луцкий прорыв, ставший крупнейшей военной операцией времен Первой Мiровой войны, проведённый под непосредственным руководством Верховного Главнокомандующего святого Государя Императора Николая Александровича.
Царь опирался на самых мужественных и стойких сынов и дочерей России. И среди них мы видим святого Царевича Алексея Николаевича.
Святой Царевич Алексий (1904-1918) — младший сын святого Императора Николая Александровича и святой Императрицы Александры Феодоровны. Страдал неизлечимым заболеванием гемофилией. Несмотря на это вёл активный образ жизни, принимал участие в государственных и общественных делах. Вопреки большим физическим страданиям Царевич был весёлым, бодрым, неунывающим мальчиком. Во время поездки на фронт Цесаревич стал настоящим младшим помощником своего отца. Многие отмечали после встреч с ним, что он слишком чист для этого мiра. После ареста святой Царской Семьи мужественно переносил все унижения и издевательства, храня верность Богу и своим родителям. По свидетельству цареубийц святой Царевич Алексий во время зверского убийства святой Царской Семьи долго страдал и умер последним. Канонизирован РПЦЗ в 1981 году.
Потрясающе, маленький, тяжело больной мальчик, наследник Российского Престола получает благословение матери святой Императрицы Александры на то, чтобы отправиться вместе с отцом в воюющую армию! А ведь не то, что рана — царапина была опасна для его жизни!
Царь с Царевичем в годы войны
Царевич становится спутником и помощником Государя, с ним они вместе колесят по дорогам войны, встречаются с нашими доблестными воинами и даже отправляются на передовую. Страшно сказать, какие могли быть последствия, если бы информация о пребывании Царственных особ в зоне огня дошла до наших противников. Но тогда Бог миловал, и присутствие светлого отрока Наследника в войсках способствовало патриотическому воодушевлению множества воинов.
Молитва казаков перед атакой.
Как ни печально, этот подвиг, как и другие подвиги святой Царской Семьи, почти неизвестны подавляющему большинству современных россиян. Мало кто помнит и молится за верное царское воинство, генералов, офицеров, солдат, священников, сестёр милосердия и простых людей, положивших на алтарь Отечества свои жизни. Но их жертвы не были напрасными. Святая Церковь всегда утверждала,что христолюбивые герои своими подвигами стяжали вечные венцы Царства Божественной славы.
В книге Премудрости Соломона, в главе третьей сказано:
"А души праведных в руке Божией,
и мучение не коснется их.
В глазах неразумных они казались умершими,
и исход их считался погибелью,
и отшествие от нас — уничтожением;
но они пребывают в мире.
Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются,
но надежда их полна бессмертия.
И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы;
потому что Бог испытал их
и нашел их достойными Его.
Он испытал их как золото в горниле,
и принял их как жертву всесовершенную.
Во время воздаяния им они воссияют
как искры, бегущие по стеблю.
Будут судить племена и владычествовать над народами,
а над ними будет Господь царствовать во веки.
Надеющиеся на Него познают истину,
и верные в любви пребудут у Него;
ибо благодать и милость со святыми Его
и промышление об избранных Его".
Так Писание говорит о святой Царской Семье, о белых героях-воинах Первой Мировой и Гражданской войн, о новомучениках и исповедниках, о всех тех, кто страдает и умирает за Христову истину.
Госпиталь. Картина Павла Рыженко.
Несмотря на все бури и смуты мiровых войн и холодной войны, Русская Православная Церковь за рубежом никогда не теряла несокрушимую любовь к нашему многострадальному Отечеству.
Прекрасно написал в своей статье иером. Игнатий (Крутков): «Русская Зарубежная Церковь - это уникальное духовное явление церковной истории. Её особенность еще и в том, что во главе ее стояли выдающиеся, вселенского значения АРХИПАСТЫРИ. Митрополит Антоний (Храповицкий) – «Гора Любви», по слову современников, правило веры и духовный вождь Русского Исхода. Митрополит Анастасий (Грибановский) – изящная церковная свирель и одновременно адамант, прошедший горнило двух Мiровых войн. Митрополит Филарет (Вознесенский) – святитель и вселенский учитель в «Скорбных посланиях». Митрополит Виталий (Устинов) – живая школа сердечной молитвы, знаток русской души, исторически принявший под омофор РПЦЗ чад Церкви, в Отечестве сущих. Все они прежде всего — пастыри добрые, полагавшие душу свою за овец Христовых, не раз смотревшие смерти в глаза. И смерть, не вынося этого взгляда, обходила их стороной. От одного произношения этих великих имен души верных приходят в восторг, а врата адовы трепещут».
Да, истинно так! И что хотелось бы особенно подчеркнуть: все первосвятители РПЦЗ были настоящими патриотами России. Они не мыслили себя без Родины нашей, Святая Русь была в их сердцах.
Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей митр. Виталий (Устинов) (1910-2006) родился в Санкт-Петербурге в семье офицера Черноморского флота. Маленьким кадетом покинул с Белыми войсками Россию. Кавалерист. Дослужился во французской армии до чина бригадного капрала. Оставил военную карьеру, принял монашество. В период Второй Мiровой войны спасал русских в Германии, не боясь нацистских и сталинских головорезов. С 1951 года — епископ в Бразилии. С 1958 года — архиеп. Монреальский и Канадский. В 1986 году из двух выдвинутых Собором архиереев РПЦЗ кандидатов по жребию избран первоиерархом. В начале 1990-х годов пророчески предупреждал русских людей о той опасности для России, которая исходит со стороны Запада. В последние годы своей земной жизни подвергался насилию и оскорблениям за своё исповедничество.
Помню, во времена перестройки, я как-то решил помыться, взял с собой по своему тогдашнему обыкновению радиоприёмник в ванную комнату — благо, в это время перестали глушить иностранные передачи — и, слушая Радио Канада, в самом благодушном настроении залез в ванну. Но очень скоро я забыл, собственно говоря, зачем сижу в остывшей воде. Дело в том, что у микрофона монреальской радиостанции был первоиерарх Русской Зарубежной Церкви приснопамятный митр. Виталий. Он говорил огненными, дышащими любовью словами. После его глаголов не полюбить Россию было невозможно. И мы знаем, что владыка Виталий не только своим словом, но и всей исповеднической жизнью служил России Христа.
А можно ли нечто подобное сказать о митрополите Одесском Агафангеле (Пашковском), гордо именующем себя первоиерархом РПЦЗ? Его родина не Россия, а Украина. Его знамя не русское, а петлюровское. И он доказал это, когда поддержал русофобскую революцию на Украине, когда попытался уничтожить приходы архипастырей и пастырей, не изменивших исторической России.
Это не просто злоупотребление властью. Здесь мы видим куда большее. Это открытая измена великим первоиерархам РПЦЗ митр. Антонию (Храповицкому), митр. Анастасию (Грибановскому), св. митр. Филарету (Вознесенскому), митр. Виталию (Устинову). Это измена нравственной и культурной традиции РПЦЗ. Это, если сказать однозначно, предательство. И потому не приходится удивляться, что митр. Агафангел всё более и более напоминает сергианского рабовладельца.
Полагаю, что у владыки Агафангела есть один путь: он должен публично покаяться в своих злодеяниях против РПЦЗ и всей православной России и уйти на покой.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Прочитав статью иеромонаха Игнатия (Круткова), я обрадовался прежде всего тому, что, как мы и полагали всегда, не оскудела Церковь Российская пастырями, которым небезразлично как живёт церковный народ.
Что может быть ужаснее предательства родного отца, что может быть хуже его отказа от собственных детей своих? А ведь именно как родителей воспринимают верующие священников, а тем паче архиереев. Перечитывая 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла, а именно слова угодника Божиего, обращённые к древним христианам: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием», – наши православные современники всю свою душу отдают в руки апостольских преемников в надежде, что обретут они в этом бушующем житейском море истинных духовных отцов и добрых пастырей. Т.е., выражаясь грубым языком современности, у лиц духовных, епископов и священников, перед народом огромный кредит доверия.
Пастырь добрый Христос
Люди зачастую готовы следовать за духовенством в огонь и воду, полагая, что ими руководит сам Христос. Так и есть. Но только до тех пор, пока бренный человек, получивший даром от Спасителя священный сан через рукоположение, соблюдает заповеди Божии. Именно на нём, дерзнувшем облечься в священные ризы, сбываются слова Богочеловека: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:13-15) и далее: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот будет возлюблен Отцем Моим» (Ин. 14:21). Т.е., если священнослужитель не соблюдает заповеди, первая из которых – любовь, тот и Бога не любит, а значит теряет дерзновение перед Создателем в своём служении.
Это особенно остро чувствуют верующие, искренне доверившие свои души в руки пастырей Христовых. И когда священнослужитель раз за разом посрамляет своё призвание низкими поступками то, чтобы вернуть доверие своих бывших духовных чад, он должен принести великое покаяние. Но нередко бывает так, что, глядя на своего пастыря, некоторые овцы стада Христова, не имея духовного разума, слепо следуют за ним, забыв о Главном Пастыре Иисусе Христе. Потеряв духовные ориентиры, таковые несчастные летят в бездну гордыни и злобы за своим горе-водителем.
Такую печальную картину мы можем наблюдать не только на примере патриарха Кирилла (Гундяева) и его последователей, но и, к сожалению, на примере митрополита Агафангела (Пашковского), который совратил ложью и лукавством не только свою душу, но и души доверившихся ему людей.
Начало трагедии митрополита Агафангела и всех последовавших за ним было положено с греховного осуждения Михаила Викторовича Назарова. Это был грех церкви, не осуждённый архиереями на синодах и соборах в течении нескольких лет. Травля одинокого мiрянина и его супруги как будто не задевала сердца епископов и большинство духовенства. Михаил Викторович открыто обличил хилиаста, расиста и гитлериста священника Леоничева за что был фактически осуждён (!) руководством церкви. В скором времени Назарова митрополит единолично отлучает от церкви, как будто он имеет на это право, а Леоничев продолжает служить как ни в чём ни бывало.
Многие ответственные люди до сих пор не покаялись в этом грехе. Дальше больше. Началось настоящее сумасшествие, которое особенно ярко проявилось во время политического конфликта. Часть духовенства во главе с митрополитом Агафангелом заняла определённую сторону в разгоревшемся противостоянии. Вместо того, чтобы стать миротворцем, владыка Агафангел недвусмысленно транслирует идеи нового правительства Украины на сайте «Интернет-Собор», походя обливая грязью историю православной России. На просьбы прекратить политическую агитацию, из Одессы слышны только окрики и брань.
И вот сейчас, мы видим как безумное поведение одесского руководства затронуло интересы русских православных христиан Северной Америки.
Слава Богу, они, будто очнувшись от глубокого сна, дали отпор желающим под благовидными предлогами отобрать церковное имущество у верующих. Через болезненное признание того, что без их согласия назначают настоятеля и отбирают многими десятилетиями нажитое, верные чада РПЦЗ пришли к выводу, что пастырь оказался и не пастырем вовсе, а тем, кто больше походит на татя.
Призыв архиепископов Андроника и Софрония о созыве Всезарубежного Собора кто-то может признать запоздавшим и в этом не ошибётся, но лучше поздно, чем никогда. Рана, нанесённая церкви безъевангельским руководством, настолько велика, что её может уврачевать, по моему мнению, только великое покаяние и совместное обсуждение произошедшего в молитвенном общении на возможном предстоящем Соборе.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Хочу напомнить, что на 9 августа (27 июля по старому стилю) приходится память священномученика Амвросия (Гудко), еп. Сарапульского. Это один из нескольких архиереев, сохранивших верность Царю-Мученику и Святой Руси во времена февральского предательства и апостасии 1917 года. Ныне, когда изменяют России и Русской Церкви самые высокопоставленные люди, всем нам полезно вспомнить житие свт. Амвросия.
Священномученик Амвросий, еп. Сарапульский (1867-1918), окончил Холмскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, где принял монашеский постриг в 1891 году. Через два года был рукоположен в иеромонаха. Занимался миссионерством на Алтае, с 1901 года являлся ректором Волынской духовной семинарии. С 1904 года епископ, викарий Волынской епархии. С 14 февраля 1914 года – еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии. Активно боролся с пьянством, организовал Елабужское и Сарапульское уездные общества трезвости, являлся инициатором проведения празднеств трезвости. Еп. Амвросий смело обличал общественные пороки, активно боролся с распространением сектантства. По его почину проводились миссионерские курсы для духовенства и мiрян для более успешной борьбы с сектантством.
Вознесенский собор г. Сарапул
С началом войны с Германией в 1914 году свт. Амвросий призывал в многочисленных патриотических проповедях к сплочению всех сословий для защиты Родины. Ревностно заботился о поддержании народной нравственности, в Сарапульской Городской думе в январе 1916 года добился запрета показа развращающих фильмов в кинотеатрах и запрета массовых увеселений и зрелищ накануне церковных праздников после 18.00 часов.
Будучи горячим патриотом, сщмч. Амвросий в проповедях обличал силы мiровой закулисы, стремившиеся к разрушению России. В день Сретения Господня 1916 года после литургии он, в частности, говорил: «Цель жидо-масонов везде расшатывать и ронять троны, свергать законных королей, устраивать хаотическое состояние христианских государств, подрывать власть, шатать умы, проповедовать скептицизм, вводить безбожие, упадок нравов, растление нравственности во всех ее формах и видах…
Эта же война также на руку жидо-масонам и в подготовке к ней не обошлось и без жидовского участия. Жидам, мечтающим захватить в свои руки власть над миром, необходимо, чтобы народы ослабили друг друга. Тогда то, может быть, державам и придётся обратиться к разным Ротшильдам, тогда то жиды и почувствуют, наконец, свою силу, свою власть над всем мiром, к чему они, несомненно, безумно стремятся.
Пока же Россия напрягает все силы в борьбе с внешним врагом, дома жиды-банкиры грабят население, еврейские банки вступают в синдикаты, создают на все дороговизну». В России они, по словам сщмч. Амвросия, «развращали министров и говорили народу: “Вот до чего довело самодержавие!” Ныне развращают народ картинами кинематографов. Из 3-х картин одна обязательно развращающая. Кинематографы растут как поганые грибы. Развращение идет ежедневно, даже в канун воскресных дней, когда каждый христианин должен молиться».
Эти слова свт. Амвросия не означают, что он ненавидел евреев как нацию, ибо это невозможно для православного христианина. Он обличал ту часть еврейства, которая следовала духовным традициям иудеев, распявших Христа.
Еп. Амвросий не радовался отрешению от власти Государя в 1917 году, продолжая безбоязненно защищать не только его доброе имя, но и доброе имя Государыни, хотя на последнюю в печати того времени было даже больше клеветы, чем на Царя. За произнесение монархических проповедей и высказывание симпатий к Царю и Царице еп. Амвросий был уволен на покой и назначен настоятелем Свияжского монастыря Казанской епархии. Но и здесь, у раки свт. Германа Казанского, он призывал ратовать за пленённого Царя.
Незадолго до своей мученической кончины от рук красных палачей армии Троцкого еп. Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять».
Этот завет сщмч. Амвросия воплотили в своей жизни белые воины, боровшиеся с красным безбожием за Святую Русь. Будучи вынуждены отступить из пределов дорогого им Отечества, - как они надеялись, временно, - они создали Русскую Зарубежную Церковь. Именно в РПЦЗ они сохранили то лучшее, до чего смогли духовно возвыситься, сражаясь с большевизмом. Они осознали причины духовной катастрофы России и живя на чужбине жили для покинутой Родины, старались делать всё для её духовного исцеления. Этот завет они передали всем, кто любит православную Россию, кто чтит память Царя-Мученика. Чаяния РПЦЗ — это чаяния всех патриотов России и Русской Церкви. Именно поэтому мы после отказа поминать патриарха-апостата Кирилла (Гундяева) воссоединились с Русской Зарубежной Церковью.
Но и здесь случилось предательство! Человек, называемый первоиерархом РПЦЗ, изменил своей Церкви, изменил её упованиям, её молитвенному устремлению, её миссии в отношении к русскому народу и России: РПЦЗ молилась за Россию — он перестал это делать, РПЦЗ была выше политики — он увлёкся политиканством, РПЦЗ создали те, кто боролся «за Единую и Неделимую Россию» — он поддержал русофобскую революцию на Украине; РПЦЗ сохраняла в своих храмах российские трёхцветные знамёна — он раскрасил свой алтарь в желто-синий цвет петлюровского флага.
И после всего этого он смеет называться первоиерархом Русской Церкви! Но РПЦЗ — это не митр. Агафангел, это верные Церкви епископы, священники и мiряне, не принимающие предательства.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий