Виноградов В.П., кинорежиссёр, публицист. О сухихъ колодцахъ
Свт. Николай (Велимирович), еп. Охридский и Жичский
Вадим Петрович Виноградов является одним из самых ярких представителей истинно православной культуры России. Его творческий талант многогранен. Мы знаем его не только как выдающегося кинодокументалиста, но и как замечательного публициста, который своим идущим от сердца глаголом вскрывает пороки и заблуждения нашего времени. Одним из этих пороков, вне всякого сомнения, является попытка подменить живую веру в Бога «культурой».
Когда-то о. Павел Флоренский заметил, что в культуре есть всё – от церкви до кабака. Как важно, чтобы культура была для нас дорогой к храму, а не идолом, уводящим от истины.
Но сегодня нам навязывают ложное понимание культуры, увы, даже маститые церковные иерархи. Об этой обезбоженной культуре и говорит любезный сердцу многих прихожан нашего сайта Вадим Петрович Виноградов. Особенности авторской орфографии сохранены.
О СУХИХЪ КОЛОДЦАХЪ
Владимир Михалыч Гундяев, которого официальные СМИ именуют “святейшим”, а простые блогеры просто Гундяевым, 24 мая 2012 в день свя-тых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, с чувством, с толком, с расстановкой произнес на самой Красной площади при большом стечении народа следующие слова, а канал “Россия” разнес их по всей стране:
“Культура формирует образ мыслей и образ жизни человека.
Культура формирует общественные отношения.
Культура влияет на законотворческий процесс.
Культура определяет способность людей работать,
жить вместе, сотрудничать, защищать Отечество.
Культура формирует личность”.
Но вот, как эти откровения духа нашего времени предварил святитель Николай Сербкий, епископ Охридский и Жичский, память которого весь Православный мир совершает 20 апреля/3 мая:
“Пастыри и старейшины народные оставили Христа Бога, как вечно свежий и здравый источник воды, и начали по примеру еретических и безбожных народов, копать сухие колодцы и собирать дождевую воду. Сухие колодцы они назвали культурой и цивилизацией, или наукой, или модернизмом, или прогрессом, или модой, или спортом и так далее.
И вот грешные и мрачные люди отреклись от Христа, вечно Живого и Животворящего, а вместо Него выдвинули культуру. Выдвинули, значит, несчастные, что-то изменчивое и преходящее - пестрое, как гадюка обыкновенная, навязчивое, как блудница, жестокое, как дикий вепрь, хищное, как лисица, кровожадное, как волк.
Отвергнув Христа, новые язычники поставили на опустевший Христов престол своих философов, ценящих культуру выше, нежели правду, честь и геройство.
А понимание культуры у них состоит в почитании твари, то есть видимой природы, и в служении ей более, нежели Творцу природы. Смертные боги и обожествленная природа.
Тысячи книг они издают ежегодно во славу великих людей и в похвалу своей культуре, тысячи газет у них ежедневно оказываются на службе той же преходящей ложной славе и на службе восхваления дел человека под надутым именем «культура».
Они вознесли себя выше Бога Всевышнего, стали обожествлять сами себя и свою культуру, дела рук своих.
По пути этих поклонников культуры, новых идолопоклонников, пошли и многие сыны русские. Отрекаясь от Христа, они навлекли гнев Христов на свой русский народ.
Есть единственный способ, как вернуться к Христу. Он в том, что вы всюду по всей стране вычеркнете слово культура и вместо него поставите слово Христосъ”.
Здесь мы прервем Святителя Николая, чтобы сообщить ему, что в сей просторной речи господина Гундяева на Красной площади слово Христосъ не было произнесено ни разу. Да, там имели место выражения, подобно этому: “Нашим с вами культурным началом стало слово Божие”. Но Христосъ… При таком стечении народа, похоже, что этого делать никак нельзя, ибо будет нарушена незыблемая ныне… толерантность!
Но святитель Николай ещё не закончил свою защиту Христа:
“Чего мы, как христианские народ, просили у нашего Бога?
Возьмем, прежде всего, молитву “Отче наш”.
Как видите, мы никогда не просим Бога, да и не просили, чтобы дал нам культуру или цивилизацию.
Возьмем ещё просительную молитву, которую священник читает в церкви, а мы отвечаем: “Подай, Господи!” Чего мы просим у Господа, чтобы послал? Мы Творцу нашему молимся не о том, чтобы дал нам культуру и цивилизацию, а совсем об ином, определенно более важном и более нужном. Никогда наш священник не просил Господа даровать культуру или цивилизацию, и никогда разумный, рассудительный народ не обращался за этим к Богу: “Подай, Господи!”
То же самое с остальными молитвами. Имеются молитвы о здоровье людей, о воспитании детей, о путешествующих, о страждущих и скорбящих, а вот молитвы о культуре нет.
Имеются ещё молитвы против злых духов, против еретиков и безбожников, против злых ветров и наводнений - только в ряд этих защитительных молитв ещё не занесена молитва Богу против культуры.
И не будет ничего удивительного, если Церковь предпишет молиться против культуры, как совокупности всех зол. Ибо если есть молитвы против гордыни, против ненависти, дикости, безбожия, ересей, насилия, грабежа, против всякого богохульства и всякой бесчеловечности, то почему не быть молитве против культуры, как совокупности всех этих зол? Такая молитва была бы не только оправданной и нужной, но, думается, следовало бы установить и государственный молитвенный день в году, когда бы весь народ со своими старейшинами молился Богу и Господу о спасении от культуры.
Ведь культура - это новое язычество, новое идолопоклонство. Когда одурманеные диаволом народы избавятся от этого новейшего почитания идолов, только тогда они начнут сокрушенно, с воздыханием молиться Богу Живому в Троице - Отцу и Сыну и Святому Духу.
За что святой праведный Iоаннъ Кронштадский мог обвинить нас пред Богом? Во-первых, за школы без веры”.
За школы, в которых изучение величайшего русского явления Ново-мучеников и Исповедников российских и Закона Божиего заменено изучением Основ религиозных культур.
Вадим Виноградов
Комментарии
Оставьте комментарий