ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: В северном полушарии Великий пост приходится на весну. Это время особого воздержания, молитвенного подвига и бдения для христианина с одной стороны, и пробуждение природы от зимнего сна с другой. И если духовные писатели и многие проповедники усматривают здесь душеполезную метафору, говорящую о восстании от греховной спячки верующего человека, до этого находившегося в плену душевредных сновидений, то певцы падшего мiра предлагают увидеть в возрождающейся природе призыв к необузданной вакханалии.
В эти святые дни все говорят о любви, только христиане говорят об одном, а греховодники совсем о другом.
Любовь христианская предлагает для своего достижения труд, но конец её радость.
Любовь мiрская обещает быстрый и сладкий результат, но конец её горе.
Здесь можно увидеть яркий контраст между любовью христианской и любовью страстной, мiрской.
Любовь христианская добывается большим трудом над собой и достигается только лишь при помощи Божией. Основные свойства настоящей любви описаны первоверховным апостолом Павлом в первом послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (1 Кор. 13:4-8).
В отличии от настоящей любви, предлагаемый мiром сим эрзац обладает свойствами абсолютно противоположными.
Эта мiрская «любовь» неврастенична, непостоянна, кратковременна, требующая сиюминутного удовлетворения своих страстных желаний. Она не жертвует собой, но сама жаждет жертвоприношений себе любимой. На её скверный алтарь кладутся верность, порядочность, честность, чистота, все те добродетели, которые присущи настоящей любви. Ложь и обольщение, вот основные орудия любовников, для достижения своих мерзких целей. Среди спутников блудного любовного влечения нередко можно увидеть тоску, уныние и даже отчаяние. Увлекшись призывами типа: «Весна – пора любви!», истолковав их по своим страстям, иные с головой бросаются в объятия блуда, разрушая походя кто юношескую или девическую чистоту, а кто и семейные узы, оставляя за собой пепелище в храме своей души.
Печально, что многие люди, поддавшись дьявольскому обольщению, выбирают не настоящую любовь, а её гадкого легкомысленного двойника.
Но всё же, немало и тех, кто устав от постоянного обмана, как блудные дети возвращаются к своему Небесному Отцу, вспомнив о том, что Бог есть Любовь. Эта истина подкреплена Самим Создателем, поэтому вселяет в растерзанные души настоящую надежду: «Ибо так возлюбил Бог мiр, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
И мы будем радоваться, вступая в Великий пост, глядя на то, как возрождается природа, подавая нам благой пример для восстановления в наших сердцах истинной жизни в правде Божией.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Святая Церковь назидает всех постящихся: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3). Эти слова ап. Павла даны нам для того, чтобы мы, постясь, не задирали по-фарисейки нос и не осуждали людей непостящихся. Но в то же время надо признать, что в наше время как раз именно непостящиеся чаще всего осуждают людей, соблюдающих посты. Нередко падшие духи избирают в качестве инструмента своей мести верующим маловоцерковлённых и нравственно неустойчивых членов их семей. Они начинают настоящие холодные войны против своих христолюбивых сродников. Ну, казалось бы, какое им дело до того, что человек молится, постится или выступает за чистоту христианской веры. Но нет, эти люди беснуются и становятся орудиями дьявола.
Впрочем, к таким испытаниям мы должны быть готовы, ведь всех нас предупреждает Христос: «Враги человеку домашние его» (Мф. 10:36). Но здесь важно христианам проявлять духовную бдительность и не отвечать на адские провокации. «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу и ко всем» (1Фес. 5:15).
Мы должны относиться к нашим заблудшим ближним, в том числе и к родственникам, как к духовно больным и несчастным людям, которые нуждаются прежде всего в нашей христианской любви. Церковь Христова полна примерами того, как, руководствуясь этим библейским принципом, верующие побеждали зло добром.
Одним из поразительных свидетельств является история взаимоотношений Льва Николаевича Толстого и Марии Николаевны Толстой. Младшая сестра великого писателя была многогранным и глубоким человеком. Она стала прототипом одной из героинь толстовской трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Ей посвятил свою книгу И.С. Тургенев. Несмотря на то, что Мария Николаевна была многодетной матерью, она в зрелые годы по благословению прп. Амвросия Оптинского принимает монашество и становится насельницей Шамординской обители.
Сестра Л.Н.Толстого монахиня Мария (Толстая) (1830-1912)
Но брат отвергает выбор любимой сестры. Он как раз в эти годы отпал от Церкви и стал пленником собственных еретических мудрований. Лев Николаевич глумится и насмехается над монахиней Марией, называя монашествующих бездельниками. Хотя матушка Мария, как и другие сёстры, не только много молилась, но и постоянно трудилась, оказывая помощь больным, неимущим, сиротам.
Вопреки словесной хуле брата она продолжала, только еще с большей силой, нежно любить Льва Николаевича и молиться за него. Прошли годы и случилось настоящее чудо. Толстой не только проникся вновь уважением к своей сестре, но и с большим почтением стал отзываться о монашеском подвиге. Так в письме сестре он писал: «Поклонись от меня всем твоим монашкам. Помогай им Бог спасаться. В мiру теперь такая ужасная, недобрая жизнь. Они благой путь избрали, и ты с ними. Очень люблю тебя, напиши много словечко о себе. Целую тебя. Брат твой и по крови, и по духу — не отвергай меня. Лев Толстой».
Не случайно Толстой, когда бежал в 1910 году из Ясной Поляны, отправился в Оптину и к своей сестре монахине Марии. Он хотел закончить свою земную жизнь именно в этих святых и благословенных местах. Матушка Мария говорила брату о необходимости исповедоваться, и - о, чудо! - Толстой не возражал. Казалось, всё могло закончиться вполне счастливо. Но неожиданно Лев Николаевич уезжает, написав следующее прощальное письмо сестре.
«Шамардинский монастырь, 31 октября, 1910 г. 4 часа утра.
Милые друзья, Машенька и Лизанька. Не удивитесь и не осудите меня, за то, что мы уезжаем, не простившись хорошенько с вами. Не могу выразить вам обеим, особенно тебе, голубушка Машенька, моей благодарности за твою любовь и участие в моем испытании. Я не помню, чтобы, всегда любя тебя, испытывал к тебе такую нежность, какую я чувствовал эти дни и с которой я уезжаю. Уезжаем мы непредвиденно, потому что боюсь, что меня застанет здесь С. А. А поезд только один, в 8-м часу...
Целую вас, милые друзья, и так радостно люблю вас.
Л.Т.»
Л.Н. Толстой и его сестра монахиня Мария
И всё же монахиня Мария (Толстая) своей любовью и кротостью одержала великую победу. И для всех, для нас это еще один пример того, что зло можно победить только добром.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Наступает время Великого поста. Это период духовных трудов. Пост телесный не самоцель, а средство для обуздания и умерщвления душевных страстей. Поститься необходимо, потому что наша душа теснейшим образом связана с телом. Когда стесняем тело, то тем самым начинают стесняться душевные страсти и обнаруживать себя. Этим объясняется то, что человека во время постов начинают безпокоить духовные недуги, которых в непостное время он в себе не замечает. Необходимо помнить, что и демоны во время постов сильнее искушают людей, и постящихся, и непостящихся, чтобы осквернить это святое время. Но всё это не повод к прекращению поста. Истинный христианин должен встречать препятствия на пути благочестия как воин, принимающий бой, а не бегущий в укрытие.
Если мы обнаруживаем в себе новые недостатки, то мы должны искоренять их покаянной молитвой ко Христу и самоисправлением с помощью Божией. Потакание страстям только развивает их, но никак не ослабляет.
В отношении бесов мы должны помнить слова Христа о том, что сей «род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:21). Поэтому для того, чтобы ослабить на нас действие демонов и получить Божию помощь, мы должны молиться и поститься. Как же поститься во время Великого поста?
Если обратиться к Уставу древних палестинских монастырей или Типикону, который является образцом для совершения богослужения и постов в нашей Церкви сейчас, то первая седмица Великого поста — это время особо строго воздержания. В понедельник, вторник, четверг предписывается полное воздержание от пищи, в среду и пятницу — вкушать один раз в день вареную пищу без масла, в субботу и воскресенье — вареная пища с маслом и вином.
Впрочем в самом Типиконе упоминается, что в других монастырях могут быть другие уставы о посте. На Афоне, например, полностью не едят только в понедельник, а во вторник, среду и четверг можно вкусить один раз вечером хлеба с солью и водой. В палестинском монастыре св. Саввы Освященного в пятницу первой седмицы употребляли пищу с маслом, тогда как Типиконом эта традиция была отвергнута и установлено более строгое пощение без масла в этот день.
Для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи в течение двух первых дней Великого поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни. В среду для таковых на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп (т.е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом».
Необходимо добавить, что это устав монашеский для живших в местах с тёплым климатом.
Подытоживая все эти замечания, можно утверждать, что для людей с разной степенью здоровья, с разными занятиями и степень пищевого пощения должна быть разной. Это решается индивидуально по совету с духовником или с духовно опытными людьми. Надо лишь еще раз заметить, что телесный пост — средство для очищения нашей души от греховных страстей. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовно» - призывает нас Церковь за богослужением Великого поста. Так поститься могут и должны все христиане, независимо от состояния их здоровья и жизненных обстоятельств.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий